ОПИСАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МБУДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3 г. Ельца».
Важнейшим условием функционирования детских школ искусств является общедоступность и массовый характер образования детей. Задача детской школы искусств - не только традиционно выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания, но и обеспечивать возможность раннего выявления таланта и создавать условия для его органичного профессионального становления. Именно детская школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность.
Исходя из этого организация и основное содержание образовательного процесса в МБУДО «ДШИ №3 г. Ельца» (далее – ДШИ) определяется с учетом:
-
- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);
-
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
В соответствии с Уставом, лицензией и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ДШИ реализуются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и общеразвивающие программы художественной направленности.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (далее - предпрофессиональные программы) разрабатываются на основании федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации. Основная цель данных программ - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами предпрофессиональных программ являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей
- подготовка х к возможному продолжению образования в области искусства в средних
- высшх учебных заведениях соответствующего профиля. При приеме на предпрофессиональные программы в области искусств ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие у детей способностей в области определенного вида искусств. Зачсление детей в ДШИ осуществляется по результатам конкурсного отбора.
Дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности (далее - общеразвивающие программы) реализуются в ДШИ с целью привлечения к различным видам искусств наибольшего количества детей, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.
В ДШИ реализуются следующие дополнительные образовательные программы в области искусств:
Предпрофессиональные программы в области искусств:
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5-6 лет), форма обучения – очная, групповая;
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок обучения 8-9 лет), форма обучения – очная, индивидуальная;
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (срок обучения 8-9 лет), форма обучения – очная, индивидуальная;
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8-9 лет), форма обучения – очная, групповая;
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (срок обучения 5-6 лет), форма обучения – очная, индивидуальная;
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (срок обучения 5-6 лет), форма обучения – очная, индивидуальная;
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8-9 лет), форма обучения – очная, групповая;
- Дополнительная предпрофессиональная программа в области театрального искусства «Искусство театра» (срок обучения 5-6 лет), форма обучения – очная, групповая;
Общеразвивающие программы художественной направленности:
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано» (срок обучения 7-8 лет), форма обучения – очная, индивидуальная;
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Скрипка» (срок обучения 7-8 лет), форма обучения – очная, индивидуальная;
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент фортепиано» (срок обучения – 4 года), форма обучения – очная, индивидуальная.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент скрипка» (срок обучения – 4 года), форма обучения – очная, индивидуальная.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства. Народные инструменты» (срок обучения – 4 года), форма обучения – очная, индивидуальная.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства. Духовые и ударные инструменты» (срок обучения – 4 года), форма обучения – очная, индивидуальная.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства. Сольное пение» (срок обучения – 4 года), форма обучения – очная, индивидуальная.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства. Хоровое пение» (срок обучения – 4 года), форма обучения – очная, групповая.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства. Народное пение» (срок обучения – 4 года), форма обучения – очная, групповая.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы раннего вокального развития» (срок обучения – 2 года), форма обучения – очная, индивидуальная, групповая;
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография» (срок обучения 4 года), форма обучения – очная, групповая;
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Изобразительное искусство» (срок обучения 4 года), форма обучения – очная, групповая;
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Дизайн» (срок обучения 4 года), форма обучения – очная, групповая;
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Подготовка к обучению на хореографическом отделении» (срок обучения 2 года), форма обучения – очная, групповая;
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральное творчество» (срок обучения – 5 лет), форма обучения – очная, групповая.
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Раннее эстетическое развитие» (срок обучения 2 года), форма обучения – очная, групповая.
Продолжительность обучения определяется, исходя из возраста ребенка, поступающего
- ДШИ. Срок осоения предпрофессиональных программ для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет, составляет 8 лет, в возрасте с 10 до 12 лет – 5 лет, срок освоения общеразвивающих программ составляет 2 гогда, 4 года, 5 лет, 7 лет. Срок освоения программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Все реализуемые в ДШИ образовательные программы содержат следующие разделы:
-
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы в области искусств;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- программы учебных предметов;
- систему и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы в области искусств;
- программу творческой, методической и культурнопросветительной деятельности ДШИ;
- организационнопедагогические условия;
- оценочные и методические материалы.
Предпрофессиональные и общеразвивающие программы, реализуемые в ДШИ, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
- выявление одаренных детей в области искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями выбранной образовательной программы;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства.
Предпрофессиональные и общеразвивающие программы, реализуемые в ДШИ, ориентированы на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДШИ, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определять перспективы развития учащегося и организовывать учебный процесс с учетом творческих способностей, индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей каждого учащегося.